Сдача отчетности в ФСС

До сдачи электронной отчетности в ФСС осталось чуть больше двух месяцев. Фонд успокаивает страхователей и говорит о том, что уже готов принимать отчетность в электронном виде. Однако представители компаний, которые оказывают услуги по сдаче электронной налоговой отчетности, считают: ситуация со сдачей электронной отчетности в ФСС близка к катастрофической. О том, чем вызван такой невеселый диагноз, «Бухгалтерии Онлайн» рассказал Константин Гранков, заместитель директора московского филиала IT-компании СКБ Контур.


Как планируют принимать отчетность

Константин Григорьевич, как известно, регламент, описывающий процедуру сдачи электронной отчетности в ФСС, до сих пор не утвержден. Однако вы в последние полгода постоянно находитесь в контакте с ФСС и наверняка в курсе всех технических и методологических вопросов. Расскажите, как ФСС планирует принимать отчетность в электронном виде.

— Для начала подчеркну: официальный порядок действительно еще не утвержден, поэтому сейчас мы можем говорить только о предположительном алгоритме сдачи-приема отчетности, который ФСС анонсирует в прессе и при переговорах с нами. Этот алгоритм выглядит так. Используя сертификат ЭЦП, страхователь должен зайти на портал фонда. Там будет реализован сервис, который позволяет вводить данные и формировать файл с отчетностью в актуальных форматах. Страхователь вводит на портале данные, потом подготовленная отчетность проходит форматно-логический контроль. То есть проверяются контрольные соотношения, выявляются ошибки в реквизитах и ошибки при заполнении различных полей. Затем проверенный файл страхователь выгружает на свой компьютер. Там он подписывает и шифрует его с помощью СКЗИ и ЭЦП. После этого опять заходит на портал ФСС, чтобы загрузить туда подготовленный файл. Программа, установленная на портале, проверяет ЭЦП, расшифровывает файл и, если все в порядке, присваивает ему статус сданного отчета. Потом формирует квитанцию, подписанную ЭЦП фонда. Этот документ подтверждает факт сдачи отчетности. Отчет считается сданным с момента, когда он был успешно загружен на портал ФСС. То есть способ, предложенный ФСС, принципиально отличается от сдачи налоговой отчетности, при котором дату отправки отчета фиксирует независимый посредник — специализированный оператор связи.

Разрешат ли использовать имеющиеся сертификаты

Давайте проясним вопрос, который волнует всех страхователей — можно ли будет использовать для сдачи отчетности в ФСС сертификаты ЭЦП, которые компании используют для сдачи налоговой отчетности, а также отчетности в ПФР и Росстат?

— Окончательного ответа на этот вопрос до сих пор нет. Позиция ФСС такова: надо обязательно дать возможность использовать имеющиеся сертификаты ЭЦП. Эта позиция не может не радовать. Однако пока не существует утвержденных требований к ключевой информации, которые позволили бы нам четко сказать: да, страхователи смогут использовать имеющиеся сертификаты. Нам известно лишь о некоем старом проекте требований к ключевой информации, согласно которому все страхователи должны были бы получать новые сертификаты. По неофициальной информации ФСС этот проект недавно «завернул», отправив на дообработку. Так что, на первый взгляд, ситуация с ключами вроде для страхователей неплохо складывается. Однако наш многолетний опыт работы с электронной отчетностью показывает: на то, чтобы разработать новые требования, учесть их в программе, установленной на портале,   протестировать измененную программу и так далее, требуется куда больше двух месяцев. А ведь именно столько осталось до сдачи отчетности. На мой взгляд, в идеале ФСС еще прошлым летом, сразу после выхода Федерального закона от 24.07.09 № 212-ФЗ стоило бы создать какую-то рабочую группу, пригласив туда представителей ФНС, ПФР, спецоператоров — тех, кто имеет богатый опыт по организации электронного документооборота. Тогда мы бы сейчас имели четкие ответы на все вопросы, связанные с представлением электронной отчетности в ФСС. Но этого, увы, сделано не было.

Справится ли портал с нагрузкой

Помимо ситуации с новыми сертификатами какие-то еще сложности могут возникнуть?

— Учитывая алгоритм передачи отчетов, который планирует внедрить ФСС, проблема возникнет одна, но глобальная: подавляющее большинство страхователей может просто-напросто не сдать отчетность.

Это еще почему?

— Вот смотрите: отчет будет считаться сданным, когда он успешно загружен на портал. Значит, все упирается в работоспособность портала. Как известно, портал работает давно, и отзывы о его работе в период нагрузки не самые лестные. Огромное количество пользователей жаловались, что в период сдачи отчетности на портал либо невозможно зайти, либо он «зависает» в процессе ввода данных, и все приходится начинать сначала. При этом раньше портал использовался, по сути, только для проверки данных отчета — страхователи, которые ввели данные на портале, все равно были обязаны сдать отчеты на бумаге. И обязанности пользоваться порталом ни у кого не было. Теперь тому же самому порталу, который принципиально пока не изменился, придется выполнять куда более сложные функции. Он, например, должен будет уметь работать с ЭЦП страхователя и проверять их, он должен формировать подписанные ЭЦП фонда квитанции. А тут ведь еще надо учесть, что обязанность сдавать отчетность в электронном виде многократно увеличит нагрузку на портал. Раньше страхователь, который в результате «зависания» портала терял данные, мог, грубо говоря, плюнуть и уйти с портала совсем. Теперь же все страхователи, обязанные сдавать отчетность в электронном виде, станут «стучаться» на портал до победного конца. Будет ли портал готов к этому? На мой взгляд — вряд ли. Ведь до сих пор не обнародованы ни требования к ключевой информации, ни электронные форматы отчетов, ни контрольные соотношения. Даже на бумаге не готовы, не говоря уж про реализацию и успешное тестирование! А если еще учесть отсутствие опыта работы с электронной отчетностью как у разработчиков портала, так и у ФСС, то ситуацию можно назвать близкой к катастрофической. Ведь и ФНС, и ПФР перед тем, как вводить электронную отчетность для всех, целый год проводили испытания с участием крупнейших компаний, выявляли и устраняли недостатки. А ФСС собирается все провести «с листа». Опыт показывает, что ошибки наверняка будут. А вот возможности их исправить — нет.

Хотелось бы уточнить: почему вы предполагаете, что на портал будет такая сильная нагрузка? Разве в стране так много компаний, где работает свыше 100 человек?

— Точных данных по таким страхователям я сейчас не приведу. Однако прогнозировать повышенную нагрузку позволяет хотя бы такой факт. ФСС заявил: компании, являющиеся крупнейшими налогоплательщиками, такие, например, как «Газпром» или РЖД, не смогут отчитываться централизованно. То есть нельзя собрать отчетность со всех своих филиалов и сдать сводный отчет, подписав его ЭЦП главбуха или руководителя головной компании. Каждый филиал крупнейшего налогоплательщика должен будет отчитаться самостоятельно. Крупнейших налогоплательщиков у нас около 2 тысяч. При этом только РЖД имеет несколько тысяч филиалов. Вот и посчитайте, сколько новых пользователей появится на портале ФСС. И приплюсуйте к ним «обычные» компании, в которых работает больше 100 человек, и которые крупнейшими налогоплательщиками не являются. А ведь ни у кого не будет возможности подстраховаться и послать отчет по почте — Федеральный закон № 212-ФЗ этого не предусматривает.

Чем помогут «набивалки»

А если бы ФСС выбрал другой вариант, который применяется при сдаче налоговой отчетности — работа через спецоператоров, проблемы бы не возникло?

— Наверное, вероятных проблем было бы меньше, но обсуждать это сейчас бесполезно. Сдача напрямую через портал ФСС — уже данность, поэтому сейчас лучше говорить о том, как можно снизить нагрузку на портал. Если бы ФСС своевременно обнародовал форматы и контрольные соотношения, то независимые производители могли бы выпустить так называемые программы-«набивалки», которые позволяют готовить отчетность и проверять ее. Это может существенно разгрузить портал. Страхователи смогли бы готовить отчеты на своих компьютерах, а не «сидеть» с этой целью на портале ФСС. На портал они бы заходили только для того, чтоб загрузить готовый файл. То есть «набивалки» сняли бы с портала минимум половину возможной нагрузки. Но форматов до сих пор нет, а на то, чтобы сделать надежную «набивалку», тоже требуется время.

С кого спрашивать за несданный отчет

Кстати, а почему вас, представителя компании, оказывающей услуги по сдаче отчетности, так волнует эта ситуация? ФСС сделал свой выбор — отказался от ваших услуг и остался один на один со страхователями. Вы-то тут при чем?

— Я с вами совершенно согласен: при выбранной схеме за прохождение отчетов отвечает только ФСС. Однако есть опасения, что страхователи выплеснут часть негатива и на нас. Ведь они будут пользоваться сертификатами ключей, которые получили в удостоверяющем центре компании, оказывающей услуги по сдаче отчетности. При этом клиенты привыкли звонить спецоператору, если с налоговой отчетностью возникают какие-то проблемы. Могу представить, как увеличится нагрузка на наши центры техподдержки и что придется выслушивать нашим сотрудникам в период сдачи отчетности в ФСС. Хотя на самом деле в случае с ФСС мы за прохождение отчетности никакой ответственности не несем. В данной ситуации наше участие сводится к тому, что наш удостоверяющий центр выдал сертификат. Может быть, мы еще успеем сделать «набивалку» для формирования отчетности и тогда нам придется отвечать на вопросы по ее работе. Но вот на вопрос «мы получили у вас сертификат, а теперь не можем зайти на портал ФСС», мы просто ничего ответить не сможем. Это не наша компетенция, мы к работе этого портала не имеем ни малейшего отношения. Поэтому очень хотелось бы, чтобы страхователи разобрались в ситуации и четко разделяли нашу зону ответственности и зону ответственности ФСС. Мы же со своей стороны постараемся оказать страхователям посильную помощь, и сделать все, что можем в данной ситуации. То есть максимально оперативно выдать сертификаты, соответствующие требованиям ФСС (если вдруг страхователям придется создавать новые ЭЦП) и сразу после обнародования форматов быстро разработать «набивалку» для подготовки отчетов.

Источник: БухОнлайн.ру
 

Проверка деятельности ООО «КОРУС Консалтинг»

В течение месяца, начиная  с 01.04.2010г, Управление федеральной службы по надзору в сфере...

интеграция ECOD с торговой системой «Супермаг +»

Cовместными усилиями партнеров «Сервис Плюс» и «КОРУС Консалтинг»...

Отчеты в Метро

Компания «МЕТРО Групп» пополнила список используемых электронных документов. Теперь...

Ежемесячные семинары

19 марта состоялся семинар, в ходе которого обсуждались вопросы развития EDI в России, особенности...

Уникальный проект Портального В2В решения

Компания «Юнилевер» запускает в работу свой портал для взаимодействия с партнерами....

ECOD шагает по стране!

В ноябре 2009 года открылся партнерский филиал нашей компании в г. Киров с названием «КОРУС...

Улучшение интерфейса бухгалтера

Уважаемые клиенты! По Вашим заявкам нами была проведена работа по улучшению интерфейса...

Вниманиию налогоплательщиков!

До установленного законодательством срока представления (не позднее 30.04.2010) налоговой...

Информационное сообщение

25 марта 2010 года состоялась расширенная совместная Коллегия Управления Федеральной налоговой...

Вниманию налогоплательщиков! Проявите бдительность!

СМС-информирование о задолженности Управлением ФНС    России по...